8 (4822) 64-58-64

 info@aztver.ru

Симеоновская, 39

170000 г.Тверь

08:30 - 21:00

без выходных

Аюрведа

А ю р в е д а, или А ю р в е д и ч е с к а я  м е д и ц и н а, является одной из трёх сохранившихся до наших дней традиционных медицинских систем (индийской, китайской и тибетской), которые формировались в течение тысячелетий, официально признана ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения).

Термин «аюрведа» (санскрит. āyurveda) происходит от āyus — долголетие, veda — знание и переводится с санскрита как «учение о долгой жизни» или « знание Вед о долголетии».

Жизнь (айу) – это соединение тела, органов чувств и органов действия, благостного ума и души.

Слово «айу» имеет синонимы:

дхари (то, что поддерживает и сохраняет);

дживита (то, что одухотворяет и оживляет);

нитйага (то, что вечно принадлежит);

анубандха (то, что неразрывно связано с источником);

четана-анувритти ( что является следствием присутствия сознания).

Почему именно долгая жизнь?

Что «говорят» нам ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья) и Аюрведа:

Аюрведа:

āyuḥ-kāmayamānena-dharmārtha-sukha-sādhanam|
āyur-vedopadeśeṣu vidheyaḥ param ādaraḥ || 2 ||

«Тот, чей ум наполнен желанием жить, что является основным мотивом для проявления таланта, а также для достижения пользы, изобилия и счастья, должен с высочайшим вниманием обратиться к наставлениям Аюрведы».

ВОЗ:

«Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Определение Аюрведы в «Чарака-Самхита»: «Науку, описывающую полезную и бесполезную, счастливую и несчастную жизнь, меры пользы и вреда для жизни, а также описывающую и саму жизнь, называют Аюрведой».

При каких условиях возможна долгая и счастливая жизнь:

  • шарира-манасабхйам-рогабхйам анабхидрута – отсутствие телесных и ментальных болезней;
  • вишешена йаувана – моложавость;
  • сама-артха-анугата – следование по пути, гармонично соответствующему целям человеческой жизни, делать то, для чего ты рождён;
  • индрийа-индрийартха-бала-самудайа – сильные и здоровые органы чувств, сосредоточенные на сильных и здоровых объектах;
  • вартамана – присутствие в настоящем;
  • парамариддхи-ручира-вивидха-упа-бхога – ощущение достатка, изобилия, красоты, великолепия, поддержки;
  • самриддха сарварамбха – достижение желаемых результатов и целей;
  • йатхешта чари – возможность отправиться туда, куда хочется.

Принимая во внимание:

  • диначарья — правила поведения в течение суток;
  • ритучарья — правила поведения для разных сезонов;
  • навегандхаранья — регуляцию естественных потребностей тела;
  • садвритта — этические правила поведения;
  • мокша — стремление к самореализации.

Обладая такими человеческими качествами, как:

  • бала – сила, терпение, прочность, стойкость;
  • вирйа – энергичность, подвижничество;
  • йашас – доброе имя, достоинство, честь;
  • пауруша – человечность, преданность Богу;
  • паракрама – находчивость, предприимчивость, проактивность;
  • джнана – теоретическое духовное знание;
  • виджнана – духовное знание, основанное на собственном опыте, мудрость.

Несчастная жизнь характеризуется противоположными проявлениями и ведёт к болезням.

Какими практическими методами располагает Аюрведическая медицина для достижения счастливой, долгой и здоровой жизни? Есть «Аштанга айурведа»  — «Восемь частей Аюрведы».

kāya-bāla-grahordhvāṅga-śalya-daṃṣṭrā-jarā-vṛṣān|| ( АХС Су.1.5б-6а):

  • чикитса – терапия; кайа-чикитса – лечение внутренних болезней с использованием растений, минералов, диеты и образа жизни;
  • бала-чикитса – лечение детских болезней (педиатрия), перинатология, неонатология, родовспоможение;
  • граха-чикитса – психология;
  • урдхванга-чикитса – лечение органов, расположенных выше ключиц (оториноларингология, офтальмология);
  • шалья-чикитса – хирургия;
  • дамштра- чикитса – лечение отравлений (токсикология);
  • джара-чикитса – геронтология, омоложение;
  • вриша-чикитса – сексология.

Каждая из этих медицинских дисциплин рассматривается согласно 5 теориям:

  1. Теория «Пяти элементов»: эфир, воздух, огонь (как степень тепла), вода, земля (как микроэлементы), которые присутствуют в разных пропорциях в любой материи и связанные со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, соответственно.

Эфир является посредником, передающим звук. Этот элемент связан с функцией слуха.

Воздух связан с чувством осязания; органом осязания является кожа.

Огонь, проявленный как свет, тепло и цвет, связан со зрением.

Вода связана с органом вкуса — без воды язык не может ощущать вкус. Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитер). В Аюрведе пенис или клитер считаются «низшим языком», а язык во рту – «высшим языком». Человек, контролирующий «высший язык», соответственно контролирует и «низший язык».

Земля – элементы земли связаны с чувством обоняния. Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями ануса, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, имеющего запор или нечистую прямую кишку, у него дурное дыхание, его обоняние притуплено.

  1. Теории «Тридоша». Это ключевое понятие аюрведической медицины. «Три» значит число «три», «доша» — «то, что выходит из равновесия», «то, что нестабильно».От слова «доша» происходит приставка в латинском «дис». Дисбаланс, дисквалификация. «Дис» — нарушение чего-либо. Поэтому доша – это то, что нарушается, выходит из равновесия.Вата, питта, капха — три составляющие тела, которые выходят из равновесия при дисбалансе пяти первоэлементов, которые описаны выше.

Вата является принципом движения. Всё, что двигается в организме, называется вата и может быть переведено как «телесный воздух». Однако, элемент воздух во внешней атмосфере не такой, как воздух в теле. Телесный воздух-вата управляет биологическим движением. Вата управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток.  Управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра — местоположения вата. Человек конституции Вата имеет небольшой вес, лёгок на подъём и легкомысленный, что отражают его морфологические, поведенческие и психологические характеристики одновременно. Подвижный физически и ментально.

Питта переводится как «огонь», хотя этот термин не означает буквально огонь. Огонь свечи или огонь пожара можно видеть, но телесная тепловая энергия питта, проявленная как процесс обмена веществ, невидима. Питта управляет пищеварением, поглощением (всасыванием), растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием. Питта пробуждает гнев, ненависть и зависть. Тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа — это места питта.

Капха переводится как биологическая вода, этот элемент тела сформирован из двух элементов — земли и воды. Капха скрепляет элементы тела, поставляя материал для его физической структуры. Капха поддерживает сопротивляемость организма. Вода — основная составляющая капха. Эта телесная вода, физиологически ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела. Капха смазывает сочленения суставов, увлажняет кожу, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле между органами и системами, дает биологическую крепость, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет. Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях, в носу, во рту, желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких выделениях, таких как слизь. В сфере психики капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти, она выражена в стремлении к спокойствию, прощению и любви. Грудная клетка – место нахождение капха.

Равновесие в трёх составляющих тела необходимо для здоровья. Например, воздух — возбудитель телесного огня, но для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжёт ткани. Вата двигает капху (жидкость) и питту (тепло), ибо капха и питта сами неподвижны. Если вата выходит из равновесия – метаболизм (обмен веществ – совокупность химических реакций, позволяющих организму оставаться живым) нарушается, накапливаются в организме токсины, которые активизирую разрушения в теле. Когда анаболизм (биохимические реакции, в результате которых из более простых веществ синтезируются более сложные, что приводит к запасанию энергии, к образованию новых материалов для построения клеток и к росту) больше, чем катаболизм (процесс разрушения тканей в организме человека) — возрастает норма роста и восстановления органов и тканей. Излишек питта нарушает метаболизм, при излишке капха возрастает уровень анаболизма, а излишек вата создает истощение (катаболизм).

В детстве преобладают анаболизм и элемент капха, так как это время интенсивного физического роста. Для зрелости наиболее характерны метаболизм и элемент питта, ибо на этой стадии тело стабильное. В старости преобладают катаболизм и вата, ибо тело начинает разрушаться.

  1. Теория «Семи дха-ту», или тканей тела (плазма, кровь, мышцы, жир, кость, костный мозг и нервы, воспроизводительные ткани);
  2. «Три мала» (моча, стул, пот);
  3. Теория «Триады жизни» (тело, ум и духовное сознание).

Небольшая таблица, с помощью которой Вы можете примерно определить свой тип конституции и соответствующие ей качества.

Таблица 1.

ПРИЗНАК КОНСТИТУЦИИ ВАТА ПИТТА КАПХА
Телосложение Тонкое Среднее Плотное
Вес тела Малый Средний Чрезмерный
Кожа Сухая, грубая, холодная, коричневая, чёрная Мягкая, маслянистая, тёплая, светлая, красная, жёлтая Толстая, маслянистая, холодная, бледная, белая
Волосы Чёрные, сухие, курчавые Мягкие, маслянистые, рыжие или коричневые Густые, маслянистые, волнистые, тёмные или светлые
Зубы Выступающие, большие, кривые, дёсны тонкие. Средних размеров, десны мягкие, цвет зубов желтоватый. Крепкие, белые.
Глаза Маленькие, тусклые, сухие. Коричневые, чёрные. Проницательные, острые, зелёные, серые, желтые. Большие, привлекательные, голубые, ресницы густые.
Аппетит Изменчивый, недостаточный Хороший, избыточный, невыносимый. Медленно возникающий, но устойчивый.
Вкусовые склонности Сладкое, кислое, солёное. Сладкое, горькое, вяжущее. Острое, горькое, вяжущее.
Жажда Непостоянная. Чрезмерная. Незначительная.
Отходы Сухие, выходящие с трудом, запоры. Мягкие, маслянистые, выходящие свободно. Обильные, маслянистые, медленно выходящие.
Физическая активность Очень активны. Умеренно активны. Апатичны.
Ум Беспокойный, деятельный. Агрессивный, интеллигентный. Спокойный, заторможенный.
Темперамент Боязливый, нерешительный, непредсказуемый. Агрессивный, раздражительный, завистливый. Спокойный, со склонностью к жадности и привязчивости.
Вера Меняющаяся. Фанатичная. Твёрдая.
Память Хорошая о недавнем, плохая о прошедшем. Острая. Замедленная, но длительная.
Картины сновидений Страхи, полеты, прыжки, бег. Огонь, гнев, насилие, война. Вода, река, океан, озеро, плавание, романтика.
Качество сна Недостаточный, прерывистый. Короткий, но глубокий. Тяжёлый, продолжительный.
Речь Быстрая. Острая, язвительная. Медленная, монотонная.
Финансовое положение Бедны, быстро тратят деньги на пустяки. Средний достаток, тратятся на роскошь. Богаты, экономны, много денег тратят на пищу.
Пульс Нитевидный, слабый, как движение змеи. Умеренный, скачущий, как лягушка. Широкий, медленный, как движение лебедя.

Капха, Питта и Вата должны находиться в сбалансированном состоянии. Слизь, как форма Капхи, смазывает и защищает чувствительные ткани, но должна регулярно выводиться из тела при дефекации и отхаркивании. Если слизь накапливается и своевременно не выводится, в организме возникают различные заболевания. Желчь, как форма Питты, находится в равновесии и полноценно справляется со своими функциями только в том случае, когда она попадает в кишечник и выводиться с фекалиями. Воздух, как одна из форм Ваты, должен в виде газа регулярно высвобождаться из организма вместе с другими отходами. Большинство болезней может возникнуть вследствие нарушения равновесия любой из трёх составляющих (вата, питта, капха) или пяти первоэлементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля). Например, артрит может быть вызван повышением Ваты, Питты или Капхи. Однако природа любой болезни, как правило, характерна для одной из дош в большей степени, чем для другой, — и артрит является, в основном, нарушением Ваты.

Любая доша, достигнув слишком высокого уровня, имеет тенденцию вызывать нарушения в системах тела. Будучи теми силами, которые лежат в основе существования и жизнедеятельности организма, доши представляют собой не только факторы, вызывающие болезни, но также и места, где локализуются эти болезни. Как таковые они соотносятся с теми тканями, органами и системами, которыми управляют.

Разбалансировка дош может порождать как физические, так и психические заболевания.   Лечение, имеющее дело лишь с внешними факторами и симптомами заболевания, как принято в западной медицине, не затрагивает причин, лежащих в его основе. Приведение же дош в состояние равновесия лишает заболевание его корней.

Как определить тип доши (тип разбалансировки)?

Предлагаем сокращённый вариант «Восьмигранного обследования»:

  1. Пульсовая диагностика. (Проводится на приёме у аюрведического специалиста.)
  2. Проверка языка. Язык — орган вкуса и речи. Мы воспринимаем вкус языком, когда язык влажный; сухой язык не может воспринимать вкус. Посмотрите на ваш язык в зеркале. Наблюдайте его размер, очертания контура, поверхность, края и цвет. Если цвет бледный, то это указывает на признаки анемии или недостатка крови в организме. Если цвет желтоватый, есть избыток желчи в желчном пузыре или нарушении в печени. Если цвет голубой (когда человек не ел голубики!)) — есть дефект в сердце. Как показано на диаграмме, разные части языка связаны с разными органами тела. Если есть обесцвечивание языка, его вялость или поднятие его сферы — значит этот важный орган имеет дефект. Например, если вы видите отпечаток зубов по краям языка, это указывает на недостаточную функцию кишечника. Налет, покрывающий язык, указывает на токсины в желудке, тонкой или толстой кишке. Если налетом покрыта только задняя часть языка, токсины есть в толстой кишке, если налет в середине языка — токсины присутствуют в желудке и тонкой кишке. Линия, идущая посредине языка, указывает на возбуждение, идущее по позвоночному столбу. Если эта линия искривлена, это может указывать на деформацию или искривление позвоночника.

3_4

Рис.1. Обесцвечивание или повышенная чувствительность отдельных частей языка указывает на нарушение в тех органах, которые связаны с этой частью. Беловатый цвет языка указывает на нарушения капха и скопление слизи. Красный или желто-зеленый язык указывает на нарушения питта. Темно-коричневая окраска указывает на вата нарушения. Обезвоживание языка является симптомом уменьшения дхату раса (плазмы). Бледный язык указывает на уменьшение дхату ракта (красные кровяные тельца).

  1. Проверка голоса:

— здоровый и нормальный голос становится низким и спокойным при сбалансированных системах;

— под воздействием преобладания   капха – голос «надтреснутый»;

— голос становится резким под влиянием питта;

— хриплым и грубым при доминировании вата.

  1. Проверка кожи:

— преобладание ваты делает кожу сухой и грубой с низкой средней температурой;

— преобладание питты приводит к повышенной температуре кожи;

— преобладание капхи приводит к прохладной и влажной коже.

  1. Проверка глаз:

— доминирование ваты делает глаза запавшими, сухими и красновато-коричневыми;

— при доминировании питты они становятся красными или жёлтыми, иногда пациент страдает от фотофобии (светобоязни) и ощущения жжения;

— преобладающая капха делает глаза влажными и водянистыми с ощущением тяжести в веках.

  1. Проверка мочи.

Утреннюю мочу собрать в чистый сосуд. Наблюдать ее цвет. Если цвет темно-коричневый, это указывает на нарушение вата. Если цвет темно-желтый — нарушение питта. Моча будет темно-желтая и при запоре или при недостаточном потреблении воды. Если моча мутная — нарушена капха. Пипеткой капнуть одну каплю сезамового (кунжутного) масла в сосуд с мочой. Если капля немедленно расходится, нарушение легко вылечить, если капля тонет в моче, это указывает на трудности в излечении болезни. Если капля оседает на дне — болезнь трудно излечить. Если капля расходится по поверхности волнообразными движениями, это указывает на нарушение вата. Если капля расходится по поверхности разноцветно, как радуга, это указывает на нарушение питта. Если капля расходится по поверхности, рассыпаясь как капельки жемчуга, это указывает на капха нарушения. Нормальная моча имеет характерный запах. Если моча имеет дурной запах, это указывает на наличие токсинов в организме. Кислый запах мочи с ощущением жжения указывает на излишек питта.

  1. Проверка общего вида.

Оценить конституцию пациента и природу дисбаланса окончательно может только специалист.

Но если все пункты 2,3,4.5,6 , или большинство их них, указывают на дисбаланс одой и той же системы, то пора  решить: какой тип очищения, детоксикации, режим питания выбрать? Какие продукты мне приносят пользу, какие наоборот? Какие манипуляции или процедуры мои? Какого рода   физические нагрузки необходимы?

Вся аюрведическая медицина ориентирована на индивидуально–типологический (конституционный) подход к организму и личности.

Констуциональные   различия в организации человека приобретают решающее значение с развитием биологии, медицины, психодиагностики, в профотборе, профориентации, в корректной диагностике и назначении эффективного лечения, очищении организма. Такой подход помогает увидеть все свои природные и приобретённые особенности, сильные и слабые стороны, даёт возможность определить свой сугубо личный букет методов для восстановления гармоничного баланса, свой благоприятный или лечебный тип питания, скорректировать свой вес, сделать правильную спортивную или профессиональную ориентацию, подобрать себе верную образовательную программу или образ жизни соответствующий возрасту, полу и любым поставленным задачам.

А сейчас мы продолжим краткое путешествие в историю.

Аюрведическая медицина формировалась в течение многих веков путем наблюдений, экспериментов и обсуждений, развивалась и процветала в основном на территории современной Индии, некоторых стран Юго-Восточной Азии.

Ее корни уходят к древним ведическим текстам:

  • «Ригведе» (Rigveda — веда гимнов, устная традиция с XIII—Х веков д.н. э.);
  • «Сушрута-самхита», написанная после составления «Атрхарваведы» в устной традиции (по времени  возникли задолго до Будды (Buddha — «Просветленный», VI век д. н. э.);
  • «Чарака-самхита» (приписывается Чараке (Caraka), жизнь и деятельность которого некоторые исследователи относят к кушанской эпохе, правлению царя Канишки (Kanishka, I век н. э.)) — главный труд в области терапевтического направления медицины, непререкаемый научный и этический кодекс, камертон, по которому настраивают свою работу сотни тысяч аюрведических специалистов. Врачи и философы, историки и литераторы обращаются к нему в поисках ответов на вопросы, в чем причина страданий человека и как достичь счастья, физического здоровья, долголетия. Сама суть знания о естественном законе существования человека, которая говорит «о хорошей или плохой, счастливой и несчастливой жизни, о том, что для жизни полезно, а что — вредно, каков срок жизни и какова сама ее природа», и цель которой — «поддержать здоровье в здоровом человеке и умерить болезни в больном».

(Каждый из этих трудов включает также обширный материал по диагностике, способам очищения организма «Панча-карма» и заслуживает особого изучения).

В период I в.н.э. в истории Древней Индии больших успехов достигла практическая медицина, особенно хирургия и лечение внутренних болезней с помощью лекарственных средств, (которые производятся в настоящее время и входят в современную фармакопею). Обучение врачебным знаниям приобрело систематический характер.

Но еще задолго до этого, в VI веке д. н. э., во время бурного формирования Великой Индийской державы, когда возникло и распространялось религиозно-философское учение буддизма, буддийские монахи широко занимались врачеванием. Они не признавали авторитет ведических писаний, однако взяли на вооружение аюрведическую медицину. Это свидетельствует о том, что уже в те времена Аюрведа не была привязана к каким-либо жестким догмам.

Именно в этот период впервые произошло широкомасштабное введение общественной заботы правителей Древней Индии о народном здравии (современный термин — «общественное здравоохранение»). Позже, согласно постановлениям выдающегося правителя Ашоки (Aśoka, III век до н. э.), по всей территории империи Маурьев (Maurya) на каждые 500 жителей полагалось иметь как минимум одного врача, одного ветеринара и одну аптеку, создавались также больницы для лечения животных .

Во времена Ашоки официально предписывалось культивировать лекарственные растения, озеленять дороги, сооружать колодцы. Впервые начали проводить вскрытия в случаях, когда причина смерти вызывала сомнения. После падения династии Маурьев (185 г. до н. э.) правители новой династии Шунгов (Śunga) стали преследовать буддистов и практически изгнали их из Индии. Однако позднее, при кушанском правителе Канишке (Kanishka, I век н. э.), который сам принял буддизм, возникло новое направление буддизма — Махаяна (Mahāyāna), которое было гораздо более сходным с ведическими ритуалами. Тем временем на юге еще некоторое время сохранялась старая буддийская традиция — Хинаяна (Hīnāyāna), которая в конце концов исчезла с просторов индийского субконтинента. Так буддисты способствовали тому, что Аюрведа получила распространение в Китае (I век н. э.), Тибете (VII век н. э.), Шри-Ланке, Индокитае, Афганистане, Монголии и на северо-востоке Сибири.  А на языках обитающих там народов сохранились переводы санскритских аюрведических текстов, которые в самой Индии были утрачены.

На протяжении тысячелетий аюрведические знания передавались устно от учителя к ученику, и только в VI—V столетиях до н. э., когда оформилась письменная традиция на санскрите, появились первые подробные Аюрведические тексты.

К началу нашей эры Аюрведическая медицина сложилась как высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии, которая использует лишь природные лекарственные средства региона и в течение двух тысяч лет успешно развивается и высоко ценится в Индии и далеко за ее пределами.

Историю становления и развития аюрведической медицины по предложению Давида Фроули (David Frawley) можно разделить на следующие периоды:

  • ранневедический период (эпоха создания письменного источника «Ригведы»,

6 000—3 000 гг. до н. э.),

  • поздневедический период (3000—600 гг. до н. э.),
  • период буддизма (600 г. до н. э. — 1000 гг. н. э.),
  • новый расцвет (1100—1800 гг.),
  • новое время (1800-е годы — первая половина XX века),
  • современный период (вторая половина XX — начало XXI века).

Ранневедический период —  сведения о врачевании весьма ограничены, но в «Ригведе» содержится гимн, прославляющий лекарственные свойства растений (oshadhī-stuti), а в гимнах посвященных небесным врачевателям братьям-близнецам Ашвинам, встречается упоминание  о трех гуморальных факторах (tridhātu) — (vāta, pitta и kapha). В истории о Вишпале (viśpalā) повествуется о вживлении металлических имплантатов нижних конечностей (āyasīm janghām)! Об омолаживании организма рассказывается в истории о мудреце Чьяване (cyavāna), а в гимне «К Соме» упоминается профессия врачевателя (bhishak): «Плотник хочет поломки, увечья — лекарь, Брахман — выжимающего (сому)».

Поздневедический период — время оформления письменной традиции «Самаведы» (Sāmaveda — веды песнопений), «Яджурведы» и некоторых других сочинений. При этом сведения о врачевании наиболее полно представлены в «Атхарваведе», которая включает различные молитвы и формулы, используемые для противостояния злу и болезням. Это коллекция текстов или стихов в определенном, методическом порядке. Конкретные практические лечебные приемы описаны в отдельных главах.

«Каушика-сутры» (Kauśika-sūtra) — комментарии к «Атхарваведе». Таким образом, эти два трактата являются основными источниками информации о ведической медицине. В «Шатапатха-брахмане» (Śatapatha-brāhmanam) и других произведениях этого рода детально излагается устройство человеческого тела, как состоящего из определенных функциональных блоков (dhātu), а также его наружное и внутреннее строение (описываются такие органы, как сердце, селезенка, почки, а также сосудистое русло и строение эмбриона).

Многие европейские компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики. И по сей день эта операция известна как «индийский способ ринопластики».

Даже в годы преследования (во время британского правления Индией, уничижение древней мудрости достигло апогея: в 1835 г., когда лорд Маколей (T. B. Macaulay, 1800—1859) впервые остро поставил вопрос: «Что должны поддерживать власти — «туземные предрассудки» или западное образование?». В итоге был издан указ, в котором предписывалось, что отныне во всех областях, управляемых Ост-Индской компанией, должны распространяться только европейские знания. После этого указа только западная медицина считалась законной, а применение восточных систем активно подавлялось) —  аюрведическая медицина сумела щедро обогатить современную ей медицину.

В XIX столетии в Германии перевели с санскрита фрагмент «Сушрута-самхиты» с подробным описанием операции по восстановлению поврежденных ушей и носа. Эта операция, которая приводится в современных учебниках как операция по пересадке трансплантатов на ножке, положила начало развитию пластической хирургии как отдельной медицинской специальности. Сегодня пластические хирурги во всем мире почитают Сушруту отцом этого направления медицины.

В XIX столетии в среде европейской интеллигенции возник интерес к учениям и мудрости Востока. Первым ученым, который защитил докторскую диссертацию по аюрведической медицине, стал Gustave Alexandre Lietard (1833—1904). Защита состоялась в 1858 г. в Страсбургском университете. Его диссертация «Очерк истории индийской медицины» (Essai sur l’histoire de la médecine chez les Hindous) опиралась на латинский перевод «Сушрута-самхиты», выполненный Franciscus Hessler (1799—1890) в период с 1844 по 1850 г. и изданный под названием «Suśrutas.Ayurvedas. Id est Medicinae systema a venerabili D’hanvantare demonstratum, a Suśruta discipulo compositum. Nunc primum ex sanskrĭta in latinum sermonem vertit, introductionem, annotations et rerum indicem adjecit Dr. Franciscus Hessler» (примерный перевод: «Сушрута. Аюрведа. Медицинская система, данная достопочтенным Дханвантари и составленная его учеником Сушрутой. Впервые переведенная с санскрита на латинский язык с введением, комментариями и предметным указателем доктора Франциска Хесслера»). В своей работе Lietard дал анализ теории и практики Аюрведы посредством категорий, принятых в современной ему медицине, и указывал на то, что неверно искать великие достижения культуры только в Древней Греции или в Древнем Риме. Затем последовали другие работы. Одна из наиболее интересных была опубликована в 1901 г. немецким индологом Jullius E. Jolly (1849—1932), профессором санскрита и сравнительной филологии в Университете Вюрцбурга (Wūrzburg) и почетным членом Королевского Азиатского общества (Royal Asiatic Society). В 1977 г. была переведена на английский язык.

Продолжателем работ Lietard стал Palmyr Cordier (1871—1914). Его докторская диссертация, защищенная в университете Бордо в 1894 г., называлась «Étude sur la médecin hindoue» («Исследование индийской медицины»). Cordier выучил санскрит, бенгальский, палийский, тибетский языки и долгое время провел в Индии и Непале. Во время этих странствий он собрал более 300 оригинальных рукописей по медицине, которые перевел сам, снабдив их комментариями. В 1932 г. его рукописи были переданы в Парижскую национальную библиотеку.

Изучением аюрведической медицины занимались Luise Hilgenberg (1886—1942) и Willibald Kirfel (1885—1964), издавшие в 1941 г. перевод «Ashtanga Hridaya Samhita» — автор пятитомной «History of Indian Medical Literature» («История медицинской литературы Индии»).

До начала XX столетия бытовало мнение о том, что Гиппократ — является «отцом» медицины, а аюрведическая медицина была заимствована у греков после походов Александра Македонского (336—323 гг. д.н.э.). Однако по мере переосмысления уже известных фактов, накопления и обобщения новых данных, европоцентристская точка зрения становилась все менее состоятельной. В наши дни общеизвестно, что в результате походов Александра Македонского произошло грандиозное взаимодействие культур Запада и Востока, и западноевропейская медицина эпохи эллинизма ощутила мощное влияние древнеиндийской медицины: греки впервые начали вскрывать тела умерших в Александрийском Мусейоне только в последней четверти IV века д.н.э. —после ознакомления с индийской анатомией и хирургией.

В пользу самобытности аюрведической медицины говорит и тот факт, что основные термины аюрведы («доша»,»дхату», «нади» и многие другие) встречаются уже в «Ригведе» и «Атхарваведе», т. е. задолго до того как у древних греков появилась своя литература.

В наши дни Аюрведическая медицина переживает свой ренессанс и вновь приобретает достойное место в современной врачебной практике. К середине XX века традиционная она приобрела популярность в странах Запада, а к концу XX века и в России.

В США Аюрведу изучают в Национальном институте Аюрведической Медицины (The National Institute of Ayurvedic Medicine, New-York), основанном Scott Gerson в 1982 г. и помимо научных исследований, в нем осуществляется обучение студентов в течение 3 лет.

В Израиле Аюрведу преподают в Международном колледже комплементарной медицины (International College For Complementary Medicine, Tel-Aviv), основанном Sally Reidman в 1987 г., студенты учатся в течение 4 лет, изучая в том числе аллопатическую медицину и другие системы оздоровления. По окончании обучения проводится стажировка в Индии.

В Индии и Шри-Ланке врачи аюрведы учатся в течение 5,5 года (4,5 года учебы и 1 год практики в больнице), после чего сдают государственный экзамен. В г. Джамнагар (Jamnagar), штат Гуджарат (Gujarat), основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области Аюрведы.

Изучение аюрведической традиционной медицины в Индии осуществляется под общим руководством «Центрального совета по исследованию аюрведической медицины и Сиддха» (Central Council for Research in Ayurveda and Siddha), который объединяет национальную сеть научно-исследовательских институтов.

Существует также ряд фармацевтических предприятий, производящих лекарства Аюрведы под контролем правительства Индии.

 Л И Т Е Р А Т У Р А:

  1. Rig-veda Sanhita. A Collection of Ancient Hindu Hymns, Constituting Part of the Seventh and Eighth Ashtaka of the Rig-Veda. — London,1888. — P. 276.
  2. Ramachandra S. K. Rao. Encyclopaedia of Indian Medicine: Historical Perspective. New-Delhi, 2005. Vol. 1.
  3. Ригведа. Мандалы IX-X: Пер. Т. Я. Елизаренкова. — М., 1999. —С. 114.
  4. Palit Ch., Dutta A. K. History of Medicine in India: The Medical Encounter. — Ney-Delhi, 2005.
  5. Prioreschi Plinio. A History of Medicine: Primitive and Ancient Medicine. Omacha, 1996. Vol. 1. — Р. 215.
  6. Атхарваведа (Шаунака). В 3 т.: Пер. с вед., вступ. ст., коммент. И прил. Т. Я. Елизаренковой. — М., 2005. — Т. 1, кн. I—VII. — C.130, 303, 310.
  7. Sharma P. History of Medicine in India (From Antiquity to 1000 AD). — New Delhi, 1992. — P. 180.
  8. Jaggi O. P. Āyurveda: Indian System Of Medicine. — Delhi1981. — P. 105.
  9. Subhaktha P. K. // Bull. Indian Inst. History Med. (Hyderabad). —2005. — Vol. 35, N 1. — P. 47—60.
  10. Бэшем А. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ. — М., 2000. —С. 526.
  11. Zysk K. G. Medicine in the Veda: Religious Healing in the Veda: with Translations and Annotations of Medical Hymns from the Rigveda and the Atharvaveda and Renderings from the Corresponding Ritua Texts. — Ney-Delhi, 2001. — Р. 268.
  12. Nigel M. W. T. Allan. // Med. History, 1981. — Vol. 25. — P. 85—88.
  13. Ринер Х. Х. Новая энциклопедия аюрведы: Пер. с нем. Ю. Бушуевой. — М., 2006. — C. 19.
  14. Суботялов М.А.  ст.  «Этапы развития аюрведической медицины» и « Традиции Аюрведы».
  1. Рогозин Б.В. ст. « Развитие Аюрведческой медицины в России».

Автор: Марина Ушакова

Записаться на аюрведический массаж можно по телефонам:

8 (4822) 64-58-64

8-952-069-09-79

Группа «Аюрведа» В Контакте: 

https://vk.com/akademia_zdorovya_aurveda